Технологии, изменившие образование


Опубликовано: 2018-07-21


Как научный прогресс делает нас вечными студентами

Малыши с планшетами в руках — напоминание о том, как сильно отличаются миры нынешних отцов и детей. Поклонникам творчества Агнии Барто и Григория Остера даже в самых креативных снах не виделось, что их чада будут как завороженные водить пальцами по гладкой поверхности некоего прибора — и таким образом познавать мир.

Конечно, почувствовать грядущие перемены можно было уже в тот момент, когда в конце девяностых российские школы вдруг массово начали избавляться от меловых досок, подростки с пугающей легкостью взялись программировать на «бейсике», а в дома начали проводить Интернет. Но кто же знал, что все так далеко зайдет. Сейчас во Всемирную паутину регулярно попадают 80% россиян, хотя еще десять лет назад это число было в четыре раза меньше. 

Безусловно, Интернет и новые технологии кардинальным образом изменили образовательный процесс. Современные школьники учатся не только другому, но и по-другому. Впрочем, не только школьники…

От двух до пяти: технологии для дошкольников

Роботы и программирование с пеленок

Учись играя — девиз всех, кто взаимодействует с дошкольниками. Правда, игры малышей XXI века значительно отличаются от тех, в которые играли мы. Современные дошкольники программировать начинают раньше, чем говорить.

Например, робота Kibo можно запрограммировать на последовательное выполнение команд с помощью деревянных кубиков, разложенных в определенной последовательности. Достаточно расставить в линейку кубики с надписями «иди», «прямо», «направо», «повернись», просканировать их роботом, и машина выполнит заданную цепочку действий.

Музыкальных роботов Dot и Dash с помощью специального приложения в Cети можно «научить» играть определенные мелодии. А управляемый с телефона робот BB-8 создает голографические карты исследуемой им местности (например, квартиры).

Мальчики обязательно оценят интерактивного робота MiPosaur. Этот «умный динозавр» умеет самостоятельно передвигаться, вращать головой и хвостом, реагировать на жесты и хлопки. Ребенок поднимает руку вверх — робот начинает танцевать, вниз — останавливается, влево — прыгает.

Девочки — робокуклу Hello Barbie (и ее аналоги), которая умеет разговаривать и отвечать на вопросы. Все, что вы говорите этой «умной кукле», автоматически отправляется на сервер разработчиков (при помощи Wi-Fi), а после анализа и выработки алгоритма взаимодействия загружается прямо ей в «мозг». 

Интерактивные дисплеи, столы и доски

Интерактивные дисплеи сделали статичную реальность более динамичной и яркой. Дошкольники с радостью раскрашивают картины на установленных в музеях панелях (например, в музее Русского импрессионизма), двигают предметы на картинке, ищут отличия на рисунках, играют с любимыми героями из мультфильмов, считают, учатся писать, рисуют. Их активно используют для детей с особыми потребностями и для домашнего обучения.

NovoTouch делают специальные столы и доски для малышей. Да, они громоздкие и недешевые, но для образовательных учреждений это отличное решение. Работать за таким столом можно в паре или в команде. А вот PlayPad 3 New вполне подойдет для домашнего использования: в него включены приложения для изучения алфавита, счета, программа для просмотра мультфильмов и система «удаленного родительского контроля».

Онлайн-школы

В школу можно не ходить. Образование уходит в Интернет. В Японии, например, уже организованы онлайн-школы с использованием гарнитуры виртуальной реальности. То есть речь идет не просто о заданиях в Интернете, а о полноценном общении в Сети: посещении лекций, общении с одноклассниками. Говорят, такая платформа улучшает средние показатели успеваемости подростков.

Появление таких курсов, безусловно, сможет решить множество проблем доступа к образованию: и дискриминацию по каким-либо признакам, и возможность получать образование людям с ограниченными возможностями, и тем, кто живет в отдаленных районах.

Цифровые библиотеки

Цифровые библиотеки в ближайшие годы призваны решить проблему снабжения учебниками детей в труднодоступных районах планеты. Так, доступ к онлайн-библиотекам уже обеспечен детям в Камбодже в рамках программы «Библиотека в Азии для всех».

России такой проект также пошел бы на пользу: некоторые дети, увы, не ходят в школы, потому что живут слишком далеко от образовательных учреждений, нет доступа к образованию у многих мигрантов. Сейчас в Рунете пользуется популярностью Национальная электронная детская библиотека. Помимо книг, в ней можно найти оцифрованные журналы и диафильмы.


Источник: https://vtbrussia.ru/tech